Шлакоблок и кладка из него имеют высокий порог трещиностойкости, близкий к разрушающей нагрузке; разрушение кладки происходит при увеличении уровня нагрузки на очень малую ступень в случае наличия в образце кладки магистральной трещины, разрушение происходит мгновенно с характерным хлопком. Таким образом, наличие силовых волосяных магистральных трещин, проходящих через четыре (и даже три) ряда, указывает на аварийное состояние кладки. Разрушение кладки из шлакоблока типа «
Рифей 4» происходит более вязко, наличие трещин в такой кладке не является безусловным признаком аварийного состояния, так как даже выкрашивание лицевых частей столбика не приводит к ее разрушению. Трещины проходят через перегородки между пустотами по ложкам и тычкам, выкалывая лещадки со свободной стороны шлакоблока; остальная часть шлакоблока находится в защемленном состоянии в теле кладки, а растворные шпонки препятствуют сдвигу внутренних лещадок, и кладка продолжает воспринимать нагрузку вплоть до разрушения. Аналогичная картина развития трещин наблюдалась при испытаниях образцов-столбов из щелевидного
шлакоблока, оборудование для изготовления которого используется для
изготовления тротуарной плитки.
Рост поперечных деформаций в зависимости от увеличения сжимающей нагрузки до уровня, при котором зарождаются трещины, практически подчиняется закону Гука. После этого уровня деформации нарастают по параболическому и гиперболическому законам. По параболическому закону развиваются деформации в слоях, расположенных ближе к крайним третям по высоте столбика. В средней трети столбика закон роста деформации ближе к гиперболическому. Наибольшие деформации имеют углы. Плоскости, расположенные между вертикалями 1 и 10, 2 и 4, 5 и 6, 7 и 9, имеют меньшие деформации, сказывается эффект обоймы.
Зависимость между продольными полными деформациями и нагрузкой имеет классический вид и позволяет определить как начальный модуль деформации Е, так и модуль деформации вкладок при различном уровне загружения, а также опосредованно определить упругую характеристику кладки а, модуль сдвига G и коэффициент трения f.